РАДУГА ТАЛАНТОВ, город КЕМЕРОВО
 
     
  О коллективе
Новости
Фотоальбомы
Документы
Гостевая книга
Пишите нам!

Мастер-класс
23 ФЕВРАЛЯ
ВЫСТАВКА "УСПЕХ"
МЕЗЕНСКИЕ ИСТОКИ
Для родителей
8 МАРТА
ПАПКА по РОСПИСИ
ЭСКИЗЫ ДЕТЕЙ
НОМЕР - 01
РУССКАЯ МАТРЕШКА
РАСПИСАНИЕ
Добро пожаловать
ШКОЛА ТРАДИЦИЙ
POINT-to-POINT
Наше учреждение
КОНКУРС РИСУНКОВ
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
ЖИВОПИСЬ
ДЕТСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Ярмарка мастеров
Я ХОЧУ, ЧТОБЫ...
Занятия лепкой
Тестирование
Тест "СПА"
Мастер-класс
Руководитель
 

  Мастер-класс «МОИ СОКРОВИЩА»


 Здравствуйте уважаемые коллеги!

        С мая 2010 года я совмещала работу педагога дополнительного образования в Центре развития творчества детей и юношества Кировского района с обязанностями художника-дизайнера в МБУЗ "ГКБ №2" города Кемерово. В августе 2015 года официально устроилась в МБОУ "Среднюю общеобразовательную школу №11". Мной было организовано детское объединение  «Радуга талантов», а в данный момент "Позитивная тестопластика" и "Школа народных традиций" для детей в возрасте  от 7 до 13 лет. 

     Образовательная программа по декоративно прикладному творчеству "Лепка из соленого теста", создана и направлена на раскрытие природного потенциала и индивидуальности каждого ребенка. Дети получают актуальные прикладные навыки, необходимые для жизни, добиваются успеха в творческой деятельности и на этой основе повышают свою самооценку.

     Я исхожу из того, что все дети талантливы, а у взрослых если, что то не получается, значит они просто забыли какими талантливыми детьми они были!

     Сегодня на мастер-классе  Вы будете моими талантливыми учениками!   Мы изготовим сувенир из соленого теста с использованием вспомогательных инструментов и дополнительных материалов.  Но, в начале, я хочу показать Вам работы моих учеников, рассказать о наших делах и победах и зачем нам это нужно.

       Самые удивительные наши достижения собраны вот в этом сундучке, да вот незадача – потерялся в суматохе ключ и мне понадобится ваша помощь, чтобы открыть ларец...

      Давайте сделаем новые ключи, главное, чтобы они подошли к нашему замочку. Творчество - кладовая для фантазии и игры воображения, а если его соединить с ловкостью рук, то могут получиться удивительные и непредсказуемые вещи. Сувениры, сделанные своими руками всегда оригинальны и неповторимы.

     Для того чтобы настроиться на творческую работу,  вспомним народную мудрость о мастерах «Золотые руки».  Я начинаю говорить,  а  Вы продолжаете:

      - Недаром говорится, что дело мастера боится. 

      - С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

      - За всякое дело берись смело. 

      - Меньше слов, да больше дела. 

     И еще - Свой секрет Мастеру все ворота открывает. 

     Итак, Вы готовы создать свой заветный ключик?

     Каждая замысловатая фигурка, как правило,  состоит из комбинации нескольких простых основных форм. Лепка базируется на геометрических формах: шаре, конусе, цилиндре и производных от них разнообразных жгутах, они  называются - исходные формы.

      У Вас на столах технологические карточки подсказки.

      Существует несколько способов лепки для изображения объемной и рельефной формы:

         Конструктивный способ: лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных или базовых деталей, присоединяя к ним более мелкие элементы.

        Пластический или скульптурный способ: лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

         Комбинированный способ: объединяющий лепку способ из отдельных частей и целого куска, т.е. конструктивный используется вместе с пластическим способом.

         Рельефная лепка: лепные картины с выпуклыми изображениями, где детали выступают над поверхностью основы. Существует два известных вида рельефа: барельеф и горельеф. 

          Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.

      Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы совсем отделены от плоскости. 

      А теперь приступаем к изготовлению удивительных ключей, которые откроют нам ЛАРЕЦ.  А еще, этот ключик сможет открыть Ваш новый талант.

      У нас есть готовый эскиз, выполненный на мягкой бумаге в карандаше, есть цветное соленое тесто, стеки, вода, кисть и картонная основа.

     Начинаем с определения форм, которые лежат в основе изделия и последовательности выполнения элементов. Шар, цилиндр и жгуты – это основные и производные формы, которые мы будем использовать. Под 1 номером  – это кольцо ключа, как самый большой и симметричный элемент от которого идет стержень цилиндрической формы – 2 номер. На первый взгляд, кажется, что это очень сложно, но мы будем упрощать и обобщать форму. Под номер 3 – бородка прямоугольной формы.

                                           

       Разминаем желтое тесто, сушим в муке при необходимости, доводим до плотного состояния, чтобы готовое изделие при сушке не потеряло красоту и завершенность. 

       Раскатываем шар на ладонях среднего размера и соединяем с увлажненной бумагой, растягиваем при помощи указательного, среднего и безымянного пальцев. Движения пальцами – легкие, прихлопывающие, повторяющиеся  по диагонали.  Выглаживаем по кругу, доводя толщину до 6-7 мм.        

        Вырезаем при помощи дополнительного приспособления внутреннее отверстие и переходим с выполнению стержня.

        Изготовление цилиндрической формы средней толщины, требует определенных навыков. Отрезаем кусочек теста на элемент, катаем шар и на пленке перекатывая шар вперед и назад получаем необходимую деталь.

       Во время перекатывания контролируем процесс, чтобы не было горок и ямок, убираем руки от теста и выравниваем цилиндр.

      Деталь под номером 3 начинает выполнятся с базовой формы шара, раскатываем, растягиваем до плоского состояния и вырезаем ножом бороздки. Присоединяем к стержню при помощи влажной кисти, поглаживая поверхность теста, вращая заготовку по часовой стрелке.

      Украшаем и дополняем поверхность ключа сложными тонкими валиками и маленькими шариками.

      Наши ключи готовы, посмотрим,  подойдет ли он к нашему ларцу.

      Подойдут, потому что - Свой секрет Мастеру все ворота открывает.

 

                                                                             

                                              

 

ИСТОРИЯ

     Лепка из соленого теста - старинный русский народный промысел, упоминается в летописях уже в XII веке. Сообразительные предки, готовя лепешки из замешанной на воде муки, додумались использовать их в качестве элементов украшения, обжигая на раскаленных углях. 

     Люди использовали этот простой и доступный материал для иллюстрации народных сказаний, создавая героев из теста. Наши прабабушки лепили фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну. Дети с «жаворонками» залезали на крыши сараев и деревья, чтобы призвать весну из теплых краев. Баранки, пряничные «козули», которыми одаривали друзей и родственников под Новый год и Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. И в настоящее время в Архангельской области пекут в печатных формах фигурки из пряничного теста с вырезанными узорами. Пряники покрывают подкрашенным сахаром, глазурью и специально золоченой краской. Прежде чем соленое тесто превратилось в детские игрушки, фигурки издавна имели обрядовое значение. Известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии,  Чехии. В соответствии с этими обрядами в Сибири и Центральных областях России готовили  «коровок» - символ  урожайности и приплода скота. Наши предки были глубоко убеждены в том, что стихии нужно задабривать.

          Фигурки из соленого теста преподносились молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл – символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и другое название таких фигурок – «хлебосол». 

           Выпечка хлебных фигурок была приурочена к древнему ритуальному празднику «коляда» - празднику заклинаний на хороший урожай в будущем году. Многие хорошие традиции сохранились, например, встречать гостей хлебом-солью, что говорит о гостеприимстве и широте русской души.

          Фигурки не только обжигали, а ещё и расписывали. Причем росписью, характерной для местного проживания. Соль стали добавлять, чтобы изделия не поедали насекомые и мыши. Этот вид скульптурного творчества прошел через века и страны.