РАДУГА ТАЛАНТОВ, город КЕМЕРОВО
 
     
  О коллективе
Новости
Фотоальбомы
Документы
Гостевая книга
Пишите нам!

Мастер-класс
23 ФЕВРАЛЯ
ВЫСТАВКА "УСПЕХ"
МЕЗЕНСКИЕ ИСТОКИ
Для родителей
8 МАРТА
ПАПКА по РОСПИСИ
ЭСКИЗЫ ДЕТЕЙ
НОМЕР - 01
РУССКАЯ МАТРЕШКА
РАСПИСАНИЕ
Добро пожаловать
ШКОЛА ТРАДИЦИЙ
POINT-to-POINT
Наше учреждение
КОНКУРС РИСУНКОВ
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
ЖИВОПИСЬ
ДЕТСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Ярмарка мастеров
Я ХОЧУ, ЧТОБЫ...
Занятия лепкой
Тестирование
Тест "СПА"
Мастер-класс
Руководитель
 

         

                                                                                             В. А. Сухомлинский писал: 

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 

         Прежде чем приступить к лепке изделий из соленого теста, необходимо подготовить рабочее место.

         Для этого понадобятся основные инструменты: стеки, соленое тесто, лист бумаги и лист картона, баночки с мукой и водой, кисточка, карандаш, влажная салфетка.

         Для  демонстрации   технологии   приготовления  теста: 1 стакан муки, 1 стакан соли «экстра», половина стакана холодной воды, маленькая баночка цветной гуаши.

         Каждое новое изделие подается в определенном порядке или поэтапно:

         - показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность, показ изделия на учебном плакате, обращение к опыту учеников, к их зрительной памяти;

         - разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм;

         - поэтапная лепка.

          Разделив исполнение на этапы, педагог обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап включает в себя:

         1. Напоминание о выборе цвета и необходимого количества соленого теста для будущего действия с ним.

         2.  Словесное описание действия с одновременным показом рисунка на учебном плакате. Если на плакате имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение.        

         3. Показ исполнения действия на соленом тесте с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить, чтобы хорошо было видно с дальних столов.

         4. Контроль исполняемого действия. Прохождение по рядам и показ совершенного педагогом действия вблизи. При необходимости можно на короткое время дать в руки изделие для развития сенсорики пальцев. Во время контроля обычно указывается на ошибки и дается время на исправление. Если ребенок не согласен, то дается сравнение с образцом. Сравнение – это лучший способ обучения. При исполнении очередной детали обязательно нужно говорить о соразмерности, демонстрируя свой образец.

          5. Если действия оказались сложными, следует вновь обратиться у пунктам 2 и 3, кратко повторить объяснение. Полезно некоторое время уделить анализу, сравнивая различные работы.

         6.  Напомнить уже знакомые способы исполнения и проконтролировать.

         

         

         Методика лепки представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся заданий:

          -   выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгутов;

          - выполнение более сложных изделий, когда базовые формы дорабатываются, усложняются;

          - выполнение  сложных изделий, где каждая тема включает изготовление исходных форм, их доработку, соблюдение пропорций или соотношения размеров в одном изделии, соединение частей.

          В основу обучения положены основные принципы педагогики:

          -   от простого – к сложному;

          -   от общего – к частному.

          В работе объединения используется комплексный подход к организации учебного процесса, сочетающий коллективную работу в группе с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

          Существует несколько способов лепки для изображения объемной и рельефной формы:

          Конструктивный способ: лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных или базовых деталей, присоединяя к ним более мелкие элементы.

          Пластический или скульптурный способ: лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

          Комбинированный способ: объединяющий лепку способ из отдельных частей и целого куска, т.е. конструктивный используется вместе с пластическим способом.

          Рельефная лепка: лепные картины с выпуклыми изображениями, где детали выступают над поверхностью основы. Существует два известных вида рельефа: барельеф и горельеф.

          Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.

          Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы совсем отделены от плоскости.

          Каждая замысловатая фигурка, как правило,  состоит из комбинации нескольких простых основных форм. Лепка базируется на геометрических формах: шаре, конусе, цилиндре и производных от них разнообразных жгутах, они  называются исходными формами.


          

          Шар – это самая гармоничная и главная исходная форма. Любая, даже самая мелкая фигура берет свое начало из гладкого и круглого шара. Ключ к скатыванию идеального шара лежит в степени изгиба ладоней и величине оказываемого давления. Важно все время чувствовать толщину комочка под ладонью. Ладонь сильнее придавливает более толстые места, выравнивая толщину пластичного материала во всех направлениях. Глаза должны следить за формой, так как глаза являются важным инструментом. Если хорошо выучить форму шара на глаз, то всегда можно увидеть ошибки. Глаза и руки одновременно придают тесту круглую форму.

          Катать шар можно на рабочем столе круговыми движениями ладони, если он большого размера. В этом случае форма получится круглая на вид, но её поверхность будет покрыта маленькими плоскостями, соединенными ребрышками, как бы граненой. Это ошибка поверхности. При катании в ладонях поверхность получается совершенно гладкой. Итак, раскатав на доске шар, немного покатайте его между ладонями, стараясь не сдавливать, чтобы не испортить.

          Средний шар раскатывается между ладонями круговыми движениями. Время от времени необходимо наблюдать за образованием формы. Часто встречаются ошибки формы, что поверхность гладкая, но толщина комочка меняется в разных направлениях.

          Это не шар, а яйцевидная или овальная форма или неровный ком, имеет округлые выступы и впадины, больше похож на морской камешек (Приложение 4).

          Маленькие шарики, размером с горошину, катают в углублении ладони указательным или средним пальцем.   

          Овал или яйцо – чтобы сформировать эту фигуру, ладони нужно сложить V-образно и 2-3 раза покатать шар назад и вперед. Небольшое яйцо формуется, раскатыванием шарика пальцем, в углублении ладони, вперед и назад.

          Конус чем дольше шарик прокатывается вперед-назад, тем более вытягивается, становится продолговатой фигура. Одна половина шара будет сохранять форму шара, а другая вытягиваться, делаясь длиннее и тоньше. Так образуется боковая поверхность конуса, при помощи рабочей доски, которой мы давим сверху тесто, равномерно и несильно. Чем больше длина конуса, тем большее число пальцев участвует в раскатывании. Большие и средние конусы намного удобнее раскатывать ладонью, а не пальцем, из-под которого шарик часто выкатывается. Ладонь, сначала, надо поставить рядом с шаром ребром на доску, не отрывая от доски, наклонить и положить на шар. В таком положении рука перекатывает шар на доске  вперед-назад, как обычно.

          Ошибки, которые чаще могут встречаться – это прогнутая поверхность, выпуклая поверхность, поверхность с перешейками. Исправляются ошибки более внимательным раскатыванием (Приложение 6).

          Получившийся конус пока имеет шаровидное основание. Осторожно, не сдавливая, берем конус пальцами за боковую поверхность. Прижимаем и ставим выпуклым основанием на доску. Поворачиваем вокруг оси. Основание стало плоским, конус не падает.

          Для того, чтобы сделать полый конус, необходимо воспользоваться ручкой кисти. Положив конус на бок, жестко удерживая его, чтобы не катался из стороны в сторону, нужно вставить в него рукоятку кисти и рукой прокатать стержень туда и обратно, доводя его до требуемых размеров.

          Цилиндр – формируется путем раскатывания шарика вперед-назад по плоской поверхности. Самое главное заключается в том, чтобы использовать легкое, однородное давление, постепенно перемещая руки в стороны все дальше и дальше. По мере удлинения цилиндра участвует большее число пальцев. Надо помнить, что при раскатывании толщина уменьшается, а длина растет. Если нужен большой цилиндр, то руками придают тесту начальную форму, а потом дорабатывают на доске. Для получения формы определенной длины от цилиндра отрезается кусок.  

При обычном надавливании стеком мягкое тесто теряет форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца цилиндра бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом нужную длину (Приложение 5).

          Жгуты – являются исходной формой и представляют собой цилиндрические, конусообразные, сплетенные и скрученные изделия. Изготавливаются при помощи раскатывания из комочка теста длинного валика и являются одним из сложных и кропотливых изделий для начинающих скульпторов (Приложение 9).

          Часто встречаются типичные ошибки с неровностями удлиненной формы – выпуклости, вмятины, перешейки. Пока не возникнет связь между головой и руками, пока ребенок не научится управлять своими пальцами, он будет делать ошибки при исполнении этой формы. Все ошибки исправляются более внимательным раскатыванием, иногда с более тщательной подготовкой теста.

          Кроме основных форм используются плоские листы теста, которые легко изготавливаются при помощи скалки. Из шара получаем лепешку, посыпаем  её с двух сторон мукой и раскатываем на рабочем столе скалкой до необходимой толщины. Основное правило, которое нужно соблюдать – это равномерность толщины. Из плоского листа при помощи линейки можно ножом или стеком вырезать треугольные, прямоугольные и сложные формы.

          Ребята во время занятий усваивают основные простые приемы лепки:

     - разминание – надавливание руками или пальцами на кусочек теста, иногда приходится делать разминание очень активно, убирая трещинки с поверхности кома;

     - отщипывание – отделение от большого куска небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев рук;

     - шлепанье – похлопывание ладошкой с прямыми пальцами по тесту;

     - сплющивание – сжимания куска теста двумя пальцами, большим и указательным, с целью придания ему плоской формы;

     - скатывание - формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом;

     - надавливание  - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения лепешки в определенном месте на плоской основе поделки;

     - размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с целью получения линии на плоской основе;

     -  вдавливание - расположение предметов на основе теста и прикрепление их путем нажатия пальцем;

     - скатывание – формирование шариков из небольших кусочков теста путем их катания круговыми движениями между большим и указательным, возможно средним пальцами рук или двумя руками одновременно;

     - раскатывание – формирование жгута цилиндрической формы путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом;

     -  разрезание – деление куска при помощи стеки (итал. stecca – палочка с расширяющимися концами в форме прямой, закругленной либо скошенной лопаточки) на кусочки меньшего размера;

     - соединение деталей – прикладывание предварительно увлажненных кисточкой деталей поделки одна к другой, затем легкое придавливание;

     - заострение – оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывание одного из краев шарика одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца;

     - вдавливание палочки – использование зубочистки или острой палочки для соединения отдельных частей фигурки;

     - нанизывание -  поочередное надевание  и соединение деталей на деревянной или проволочной основе.

          В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

        

         

          В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому главной задачей является обучение умению изображать основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

          Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание русских народных сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и как они связывают фигуры между собой действием.

          Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать различные приемы лепки.

          Декоративная лепка – это знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, дети сами учатся создавать интересные изделия, которые можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Готовые изделия украшаются растительным или геометрическим орнаментом.

          Орнамент включает в себя различные декоративные  элементы. Это различные геометрические формы: круги, квадраты, ромбы, треугольники. Растительные, как ягоды, листья, травы, цветы и многое другой.

          Полезно предлагать детям заполнять орнаментом декоративные пластинки и настенные украшения. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и т.д. В качестве таких печаток используются гвозди, винты со шляпками разной формы. При создании рельефа на пластину наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки.

          Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

          Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды и вазы, бусы и подвески для кукол, настенные и настольные пластинки.

          Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном материале, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, ещё не знакомыми ему элементами.       Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает.